Композиции кругового обзора из хвойных растений
Dacha-decor.ru

Портал садовода

Композиции кругового обзора из хвойных растений

Принцип построения композиции из хвойных растений

Принцип построения композиции из хвойных растений : Принцип построения композиции из хвойных растений»>Отправить по почте

Для целостного восприятия декоративного эффекта древесно-кустарниковой композиции необходимо, чтобы расстояние от точки обзора до самой композиции составляло не менее двух ее высот. Соблюдать зрительную дистанцию поможет газон, на фоне которого хвойные растения смотрятся наиболее выгодно. Многие дизайнеры рекомендуют создавать хвойные композиции на берегу водоемов, но в таком случае в группу необходимо вводить декоративно лиственные растения, желательно с плакучей формой кроны.

Для визуализации задуманного проекта можно сделать фотографии участка с тех точек, откуда вы наиболее часто любуетесь садом. Разглядывая готовую картинку, ограниченную пространством, сразу видно, чего не хватает пейзажу.

Высота хвойных растений в декоративной группе должна уменьшаться по мере приближения к наблюдателю. Эффектнее всего смотрятся хвойные композиции ориентированные на восток или на запад.

Существует довольно большой выбор хвойных растений по цветовой гамме. Любителям экспериментировать с цветом следует помнить, что различная цветовая гамма участников небольшой хвойной группы разваливает композицию.

Поэтому в группе хвойных из трех растений рекомендуется использовать только два цвета, в группе из пяти растений можно использовать не более трех расцветок.

А вот в крупные хвойные группы (более 30 растений) можно сочетать растения с различной цветовой гаммой, но при этом, комбинируя их в мини-группы по три штуки одного колера.

Миксбордер из хвойных растений

Всегда создается на фоне стены дома, забора, живой изгороди или вдоль дорожки. Для создания хвойного миксбордера растения подбирают таким образом, чтобы максимально показать разнообразие высот, форм кроны, и окрасок.

На дальнем плане высаживаются самые высокие растения, ближе к центру растения средней высоты, а у подножья миксбордера самые низкие экземпляры. Но это, ни в коем случае, не значит, что растения нужно высаживать строго в ряд. Условные ряды в сложном бордюре петляют, словно змейки, а растения немного перемещаются в сторону более высокой или более низкой позиции.

Формируя миксбордер из хвойных нужно внимательно следить, чтобы вершинки того или иного ряда не создавали прямую линию.

Ширина и высота миксбордера должны находиться в природной гармонии. Это значит, что тот участок миксбордера, где растут более высокие растения, должен быть шире того, на котором растут более низкие. Чем меньше глубина миксбордера, тем больше должны быть колебания растений по высоте.

Повторение в больших композициях трех-пяти элементов делают композиции ритмичными, а значит более интересными. Но ритм задается не монотонным повторением, а с помощью различных форм и включений.

Миксбордер – это один из немногих видов растительных композиций, которые позволяют собрать прекрасную коллекцию хвойных растений различных по росту, форме кроны и окраске хвои.

Живая изгородь из хвойных

Живая изгородь из хвойных растений явление довольно распространенное. В садах регулярного стиля, что довольно редко встречается в русском пейзаже, хвойная изгородь остается всего лишь живой изгородью, а вот пейзажный стиль и модерн позволяет использовать вечнозеленые изгороди в качестве фона для красочных многолетников.

Из хвойных растений можно формировать плотные формированные и неформированные живые изгороди. Для создания плотной функциональной изгороди растения высаживают в 2–3 ряда в шахматном порядке. Самой непроходимой вечнозеленой изгородью считается формированная шахматная посадка ели обыкновенной.

Композиции из хвойных кругового обзора

Группа растений, декоративный эффект которой должен быть виден со всех сторон обзора. Такие композиции размещают в проемах мощения, на газоне или круглых клумбах. Группа может быть неправильной формы или симметричной.

В центр симметричной хвойной композиции высаживают самое крупное растение, вокруг него на одинаковом расстоянии – растения поменьше, при этом высота второго ряда должна составлять не менее 1/3 и не более ½ высоты центрального растения. Акценты должны быть строго соблюдены. Это правило работает и для несимметричных групп. Высота последующих рядов должна пропорционально уменьшаться, подчеркивая красоту предыдущего ряда, не закрывая его.

Создание несимметричной композиции кругового обзора – наиболее тонкая работа дизайнера. Здесь нужно предусмотреть обзор группы со всех ракурсов, чтобы при новом повороте вырисовывалась новая композиция. Наиболее простой вариант – группа из 3 – 5 растений. Растения нужно размещать таким образом, чтобы визуально невозможно было провести через три точки прямую линию. В несимметричную хвойную группу из трех элементов включают три различных по высоте и форме кроны растений. При этом одно из них должно иметь стелющуюся форму, которая наиболее подчеркивает несимметричность. В группу из пяти растений можно включить два одинаковых, он разместить их нужно немного обособлено.

Ландшафтные композиции из хвойных растений

Приведу несколько примеров мини-групп для эффектного миксбордера или рокария:

1) в центре группы высаживаем тую западную «Smaragd»; справа, на расстоянии от туи 0,8 м, чуть ближе к точке обзора, – можжевельник китайский «Plumosa Aurea»; на переднем плане – можжевельник китайский «Gold Coast», 3 экземпляра сосны горной «Mops» и можжевельник чешуйчатый «Blue Carpet».

2) в центре группы высаживаем сосну горную «Pumilio», на переднем плане – можжевельник казацкий «Hornibrookii» и три сизых ели «Echiniformis»

3) в центре группы высаживаем можжевельник обыкновенный, слева – ель «Conica», справа – ель обыкновенная «Procumbens», на переднем плане – три сосны горных «Hampy».

Напоследок хотелось сказать, что создание чисто хвойных композиций, которые зимой и летом одним цветом, не приносит в сад ожидаемого наряда. В большинстве случаев придется дополнять хвойные композиции листопадными растениями, многолетниками или однолетниками. Хвойный моносад не вызывает никаких эмоций, кроме монументального спокойствия.

Наталья Высоцкая. дендролог, ландшафтный дизайнер, кандидат с. -х. наук.

Композиция из хвойных растений: теория и практика

– Долгими зимними вечерами мы планируем и рисуем схемы посадки – говорит пользовательница FORUMHOUSE LidiiaS. Сегодня мы поговорим о том, как пользователи нашего портала создают композиции из хвойных.

Поехать весной в питомник и купить все саженцы, которые понравятся –распространенный, но худший вариант. Начинать создание композиции надо с детального изучения места на участке и составления плана.

Как минимум, сами нарисуйте план посадок с учетом габитуса растения, требований к почве и освещенности.

Дизайнеры обычно рекомендуют не ограничиваться планом, а еще и сфотографировать место будущей хвойной группы со всех точек, с которых вы будете на нее любоваться. Рассматривайте фотографии, пока не поймете, какую именно картинку вы хотите там видеть.

Самые высокие деревья сажают на задний план, чтобы они не загораживали вид на те, что пониже.

Композиция будет полностью восприниматься на расстоянии, равном двум его высотам. Обычно это расстояние засеивается газоном, а это сочетание позволяет убить еще одного зайца: на фоне газона любая елка смотрится выигрышнее.

Если речь идет о группах кругового обзора, которые можно рассматривать со всех сторон, то в центре помещают самое большое дерево, во втором и последующем рядах высота деревьев и кустов должна пропорционально уменьшаться. Смысл в том, чтобы они не закрывали, а подчеркивали декоративные качества друг друга. Поэтому каждый последующий ряд должен быть, как минимум, вполовину ниже предыдущего.

Многие хвойные растут медленно, и порой композиция композиции с елью в саду достигает пика декоративности только через десять лет. Можно посадить елки и туи поближе друг к другу, и через несколько лет частично вырубить те, которые будут мешать. А можно посадить совсем мелкие «попросторнее» и терпеливо ждать, пока они превратятся в красу и гордость участка. Ожидание скрашивает посадка массивов многолетников, розами и так далее. Пока древесный скелет не подрастет, они будут заполнять пространство и радовать ваш глаз цветением и фактурой. Первый или второй способ выбрать – зависит от характера владельца сада.

То есть совершенно необязательно, посадив малявки сразу на больших расстояниях друг от друга, все время до их разрастания вздыхать над полупустым пространством.

Высаживая хвойные в композицию, надо учитывать их будущие размеры, чтобы дальше им не пришлось тесниться, смыкаться кронами.

Читать еще:  Саженцы хвойников на выставке комфортный сад

Для растений одного яруса – на расстоянии, равном сумме их радиусов во взрослом (хотя бы 10 лет, а для деревьев больших размеров – 20-30 лет) состоянии.

Набираете в поисковике размер (габитус) туи Смарагд, к примеру. Смотрим ширину растения, делим пополам и получаем расстояние от центра посадочной ямы до края кроны. Отмериваем от этой точки половину ширины следующего саженца – это будет центр посадочной ямы номер два.

Только не переборщите, а то будет выглядеть вот так. Нижний снимок – это только посаженные хвойные, верхние – через пять лет.

То есть, кроны растений в композиции сомкнутся, но это должно произойти «не на следующий год и не на уровне метра от земли».

Специалисты рекомендуют не забывать, что цвет – один из способов собрать группу хвойных в одно целое. Не стоит очень уж увлекаться разными цветами хвои и разными оттенками зеленого: «в детстве не нарисовались», говорят в таких случаях дизайнеры.

Хвойные группы часто разбавляются не только многолетниками, но и листопадными растениями – это придает саду новые краски, вызывает новые чувства, делает дизайн сада интереснее и многограннее. Каким должно быть расстояние листопадного куста, зависит от того, должны ли они попадать под крону дерева. Так, кроны ели и пихты доходят до земли, значит, кусты надо сажать за диаметр кроны. Многие кустарники в саду хорошо смотрятся, когда практически переплетаются друг с другом. То есть, более точные расстояния можно будет рассчитать уже после того, как вы справитесь с первой частью работы: определитесь с набором культур и сортов и их примерным расположением.

Готовые хвойные композиции. Схемы

Вот варианты готовых композиций с хвойными:

  1. Можжевельник обыкновенный «Stricta»
  2. Пузыреплодник калинолистный «Darts Gold»
  3. Дерен белый «Aurea»
  4. Можжевельник скальный (виргинский) «Blue Arrow»
  5. Лиственница европейская (опадающая) «Pendula»
  6. Манжетка мягкая «Auslese» + Тюльпаны
  7. Спирея японская «Gold Mound»
  8. Низкорослый тис ягодный
  9. Молочай кипарисовый.
  1. Можжевельник обыкновенный «Stricta»
  2. Можжевельник скальный «Skyrocket»
  3. Можжевельник скальный «Blue Arrow»
  4. Ель шероховатая (Compacta)
  5. Сосна горная
  6. Лиственница европейская «Pendula»
  7. Рододендрон
  8. Молочай кипарисовый

Приступая к составлению красивой композиции, не забывайте, что относительно новые привитые «медленные» сорта всегда отличаются «негуманной» ценой. Самые компактные «ведьмины метлы» – самые дорогие, что и объясняет комментарий уважаемой Mountelf:

Фитюлька 5 см стоит, как Хупси. Потому что разрастить её до размеров Хупси надо лет -дцать, а именно это самое дорогое – время и труд.

На FORUMHOUSE вы можете проследить, как создавалась композиция из хвойных с рододендронами, почитать статью о том, как придать нужную форму хвойным растениям, посмотреть видео о том, как выбрать саженцы хвойных.

Как составить красивую композицию из хвойных: 9 оригинальных идей с фото

Добавление статьи в новую подборку

Композиции из хвойных – идеальное решение для любого участка, ведь они в любое время года аккуратно и красиво выглядят и не требуют большого ухода.

Хвойные растения – это вечнозеленые жители сада, которые круглый год не теряют своей декоративности. И если раньше были популярны лишь их высокорослые виды – ель, сосна, кедр, пихта, то за последние десятилетия неутомимые селекционеры вывели множество сортов хвойных растений, различных по форме, высоте и окраске. Умело сочетая их, можно создавать необыкновенные композиции, которые выглядят ничуть не хуже цветочных клумб, а ухода требуют значительно меньше.

Рассмотрим несколько вариантов построения композиций из хвойных растений.

Плоская клумба из хвойных

По центру такой клумбы располагаются карликовые ели Нидиформис, максимальная высота которых достигает 1 м. Обрамлять посадку лучше всего горизонтальными формами можжевельника, например, казацкого, которые создадут низкорослый бордюр.

Изгородь из можжевельника следует высаживать на расстоянии 60 см друг от друга, ели – через 100 см.

Такая клумба монохромная, в ней преобладают лишь зеленые оттенки, но если посадить можжевельники сортов Ауреа или Блю, то композиция заиграет желтыми и голубыми красками.
В поддержку горизонтальной клумбе по обе стороны от нее высажены туи сорта Смарагд, на заднем фоне композицию дополняют две горные сосны и шаровидные ели.

Оформление территории около дома

Существует ошибочное мнение, что в палисадник высаживают лишь многолетние и однолетние цветы. Этот участок земли прекрасно можно оформить вечнозелеными растениями. Только нужно выбирать хвойные низкорослых видов. Данная композиция состоит из горной сосны, которая вырастает не более 1,5 м, а также из ее шаровидной формы, привитой на штамбе, и стелющихся можжевельников. Такая неприхотливая клумба обеспечит вам нарядный вид из окна круглый год.

Композиция из карликовых сосен и можжевельников

Хорошо сочетаются высаженные рядом растения одного типа, но разных сортов. Так, например, беспроигрышно смотрятся посаженные рядом горные сосны сортов Пумилио, Гном, Мугус. Они отличаются формой кроны и высотой, придавая участку динамичность. Посадку из сосен акцентируют скальным можжевельником по центру и почвопокровными формами можжевельников по краям композиции.

Трехцветная композиция из можжевельника, ели и туи

Растения с голубой хвоей замечательно выглядят на зеленом фоне. В этой композиции на заднем плане располагаются туи, высаженные в качестве живой изгороди: слева – скальный можжевельник, справа – карликовая туя. Голубые ели конусовидной и подушковидной форм эффектно смотрятся среди зелени. Расположенный на первом плане можжевельник лежачий добавляет в композицию желтый оттенок. Создается поистине сказочный вид, который можно подчеркнуть, установив рядом с деревом статуэтку гнома или эльфа.

Каменистый сад в английском стиле

В Англии широко используют хвойные кустарники при создании рокария (каменистого сада). Подушковидные формы горной сосны Гном отлично сочетаются с карликовой голубой елью Глаука Глобоза и с можжевельником средним Минт Джулеп. Белая мраморная крошка под хвойными растениями подчеркивает их форму и структуру.

Классический рокарий

Создавая рокарий, следует помнить, что основным элементом в нем являются хвойные растения. Так, изначально при построении цветочной композиции необходимо выделить центр – обычно это растение пирамидальной формы, вокруг которого высаживаются все остальные кустарники. Но в нашем рокарии два центра, и в противовес туе западной Смарагд высажена голубая ель Глаука Глобоза. Два дерева отличаются по высоте, форме и текстуре, тем самым вносят в композицию определенный ритм. По периметру каменистого сада высажены горизонтальные формы можжевельников и сосен. Пространство между хвойными задекорировано красивоцветущими лиственными кустарниками (гортензия, барбарис, вейгела, буддлея, спирея).

Хвойные растения в оформлении альпинария

Хвойные выгодно выглядят в сочетании с камнями. Поэтому их часто используют в оформлении альпийской горки. На первом плане высаживают горизонтальные формы низкорослых сосен, можжевельников и елей. На втором плане – раскидистые кусты можжевельника казацкого, центр украшает можжевельник скальный Скайрокет. Для разнообразия в композицию добавляют лиственные кустарники с ажурной формой кроны (барбарис, спирея, рябинник). В щели между камнями сажают очиток, живучку, портулак, гвоздику альпийскую и другие почвопокровные растения.

Декорирование береговой линии

Природную красоту водоема подчеркивают лежащие на камнях горизонтальные формы хвойных растений. А высокорослые туи и скальные можжевельники служат отличным фоном и создают имитацию лесного массива.

Композиции-миксы с лиственными растениями

Хвойные растения прекрасны сами по себе, но способны “заиграть” новыми красками, если сочетать их в одной композиции с лиственными растениями. Они послужат отличным фоном для красивоцветущих лиственных – роз, рододендронов, гортензий. Здесь открывается бесконечное пространство для вашей дизайнерской фантазии, ведь палитра цветов и фактур в таких миксах значительно расширяется.

Благодаря огромному разнообразию форм и расцветок из хвойных растений получаются превосходные композиции, надолго приковывающие взгляд. А если учесть, что они сохраняют свои декоративные свойства в течение всего года и под снежными шапками выглядят даже более нарядно, вам обязательно стоит попробовать создать на участке хотя бы небольшой хвойный уголок.

План декоративно-хвойной композиции

Долго обдумывала, каким будет мой будущий Сад. Места для посадок мало, а хочется и красоты, и пользы.

Читала статьи, смотрела примеры разных садов, композиций, посадок, ландшафтных дизайнов, составляла таблицы растений, собирая подробную информацию о них.

Читать еще:  Правильная посадка и уход за туями

По некоторым обстоятельствам закладка Сада начнётся уже этой весной с декоративно-хвойной композиции, так как необходимо пересадить целый ряд растений.

Делала схемы, макеты, рисовала эскизы… крутила и так, и эдак… сделала и пересмотрела уйму вариантов, пока всё же не сложился один вариант, более-менее удовлетворяющий и моим желаниям, и обстоятельствам, и особенностям места.

С таким ограниченным местом я столкнулась впервые и, продолжая размышлять о предстоящих посадках, понимала, что есть какие-то различные приёмы в ландшафтном дизайне, благодаря которым создаётся иллюзия, к примеру, зрительно посадки воспринимаются меньше по размеру, или растения кажутся удалённее. Один из таких примеров, о котором я узнала, это подбор узко-колоновидных деревьев. Начала искать именно узко-колоновидные, отобрав наиболее подходящие.

Однако, наверняка, есть ещё какие-то приёмы, создающие нужную мне иллюзию, но не хватало знаний в этой области.

Ища информацию о подобных приёмах, прочитала комментарий Людмилы Улейской в экзаменационной работе Татьяны Головко – Билет №4. «Красота на один сезон». Ковровая клумба о том, что цветовые сочетания растений тоже зрительно могут увеличивать и уменьшать размеры.

Обратилась за советом.
Уважаемый Эксперт дала столь ценные советы, что считаю необходимым внести эти комментарии сюда.

Анна Беркут:
«Очень интересно, Людмила. Я сейчас ищу способы, за счёт чего и как можно зрительно посадку сделать меньше по размеру и как бы «отодвинуть» от будущего дома… может, подскажете, какие есть решения?
Это будет хвойно-декоративно-цветочная композиция размером 8х3 метра, северная сторона, вдоль забора, от стены дома до границы композиции будет примерно 1,5-2 метра».

ЭКСПЕРТ Людмила Улейская :
«Анна, добрый день! На мой взгляд, ваша хвойно-декоративно-цветочная композиция размером 8х3 м (северная сторона), вдоль забора, может включать как не пёстрые хвойные растения, так и цветочные многолетники средней высоты и карлики (см. статью); деталей немного. Хорошо использовать белую отсыпку или светло-голубую треугольником, с расширением к периферии. Тогда север будет светлый, треугольник усилит перспективу, а мелкие и средние «копии» создадут впечатление того, что это высокие растения, но далеко. Усилить впечатление «далёкого пейзажа» могут немозаичность и монохромность (без пестроты»). Кстати, полоса посадки должна быть неравномерная, но не широкая, не ближе одной трети газона или общего пространства. Лучше всего одну треть, и тогда будет две трети газона. И еще важно располагать растения в композиции по высоте по лесенке к зрителю».

Анна Беркут:
«Людмила, спасибо вам большое! Общую суть поняла. Очень хочется, чтобы вы могли посмотреть мой план, чтобы что-то подсказали, но не хочется, здесь в теме экзаменационной работы отвлекать на себя внимание. Я постараюсь в ближайшие дни выложить у себя в журнале топик с моим планом. Была бы очень признательна, если бы нашли время заглянуть. Вот, только не знаю, можно будет туда как-то перенести ваш комментарий…»

ЭКСПЕРТ Людмила Улейская:
«Хорошо, Анна, размещайте топ в своем журнале, только обязательно напишите мне в сообщение об этом и ссылкой на него. Я обязательно посмотрю. А в свой комментарий забыла вставить ссылку на свою недавно опубликованную статью о карликовых древесных: Миниатюрное совершенство: карликовые лиственные для маленькой дачи»

Таким образом я пришла к необходимости создания публикации о своих примерных планах посадок.

Заранее приношу свои извинения за схемы и макеты, так как чертёжник, эскизник из меня никакой.
Начну с общего плана участка, чтобы были понятны реальные его размеры и место посадок.

План дома и территории с учётом масштаба

Вначале я хотела создать такую композицию.

Но когда рассматривала на улице реальное место посадок, почему-то само собой просилось сделать посадки с угловым центром и ярусные. Так я перешла к рассмотрению 3-х ярусных посадок.

Набросок 3-х ярусных посадок с перголами

Теперь я попытаюсь показать с разных ракурсов место посадок на фотографиях.

вид издалека

Красными линиями я обозначила линию забора и примерно три яруса посадок

Здесь показано направление от края фундамента дома к участку посадок и примерное расстояние

Опорная стена, ярусы посадок, дорожка, беседка (вид сбоку, с торца посадок)

В правом углу будет беседка под берёзой, дорожка перед домом и схема ярусов

Теперь покажу мои макеты примерных посадок… для меня сложно создать какой-то более-менее нормальный макет, не судите строго, так как специальной программой пока не владею, пришлось создавать в Word(е), как умею.
Сперва покажу дополнительный вариант, а ниже основной, на котором я пока остановила выбор.

Макет_2 (дополнительный вариант)

Макет_1 (основной)

Ниже приведу макет, там неправильные расстановки, не обращайте внимания, просто на нём дан рост всех растений

макет_1 (с ростом)

И в заключение немного дам информацию по выбранным растениям.

Высокие акценты (от 3 м и выше), узкоколоновидные:
1. Туя Smaragd (4-5 м) (есть в наличие)
2. Можжевельник скальный Skyrocket (3-5 м) (буду заказывать)
3. Тис ягодный Fastigiata (3 м) (буду заказывать)

моя туечка в сентябре (рост был 20 см, за лето прибавила 10 см)

На макете видно, за опорной стеной я хочу посадить Рябину Фастигиата, её рост 5-8 м, а диаметр кроны всего 1-1,5 м.
Так как она ЗА посадками и ниже по уровню, то не будет мешать (тем более у неё большие корни), но при этом, как мне кажется, будет создавать довольно красивый, интересный фон, к тому же можно будет собирать с неё плоды осенью (буду заказывать)

Далее, растения, условно говоря, 2 яруса (до 3 м):
1. (правее от мож-ка СкайРокета) Туя Западная «Spiralis» (до 3 м)
2. (ещё правее) Ель канадская сизая «Blue Wonder» (до 1,8 м)
3. (и ещё правее) Тсуга «Verkade Recurved» (90 см)
4. (перед Тисом ягодным) Кипарисовик «Pelt’s Blue» (1,2 м)

Растения из 2 яруса осенью под зиму посажены семенами на рассадной грядке, если взойдут и вырастут, то хорошо, если нет, тогда буду заказывать саженцами)

Далее идут декоративные кустарники и цветы:
Две розы, можжевельники, барбарис, спирея красная.

Из роз пока есть чайно-гибридная Даллас

(фото из интернета)

моя розочка Далас (надеюсь, хорошо перезимовала)


Можжевельники тоже семенами под зиму посажены, надеюсь, что-нибудь взойдёт. А саженцами есть вот такие можжевельники (не знаю, что за сорт)

мой можжевельник горизонтальный

Есть, уже хорошо наросла за прошлое лето, Спирея.

моя спирея

Барбариса пока нет, но честно говоря, не знаю, нужен он или нет… хочется хотя бы парочку низкорослых компактных кустиков Лапчатки, а ещё туда же куда-то нужно разместить мою малышку-ёлочку, но я пока не могу увидеть, куда именно можно её разместить… я её буду прищипывать, формировать в виде шарика

Ель приморская (диаметр 40 см)

В макете у меня ещё белая роза (обязательно куплю потом) и гортензия (пока её нет, но очень хочется).
Гортензия есть, но другая, она высокорослая и я не хочу туда её сажать… думаю посадить её правее от берёзы… слева берёзы будет беседка, а справа — эту гортензию.



Третий ярус пойдут разные мелочёвки, декоративные травы (хосты, овсянница, гейхера), немножко многолетние цветы — астра Розевихтель, Аквилегия (белая) и, возможно, Лилия-пирамидка, и почвопокровники — флокс шиловидный, мшанка и вербейник монетчатый.

Да, забыла сказать, хотела ещё возле центральной перголы пустить голубой Клематис, но пока не знаю, будет ли он там смотреться… это буду смотреть, когда будут высажены основные все растения… к слову, вдоль всего забора у меня в плане сразу пустить бордюрную ленту, когда сделаю отсыпку чернозёма, чтобы можно было там сажать что-то из вьющихся.

В общем, как-то так… если что-то будет непонятно, пожалуйста, спрашивайте. Ну, и конечно, очень надеюсь на советы и конструктивные замечания.

Цветники кругового обзора

Время чтения: 17 минут Нет времени читать?

В каждом саду найдется хотя бы одна растительная композиция, любоваться которой можно из нескольких видовых точек – на террасе, из беседки, от калитки. Кто-то закладывает их по наитию, ориентируясь на собственный вкус и предпочтения, кто-то – слепо копирует понравившуюся картинку из интернета. Но есть и иной путь. Научиться строить композиции кругового обзора с учетом законов гармонии и зрительного восприятия. Эту тему и предлагаем обсудить.

Читать еще:  Можжевельник это хвойное или лиственное дерево

Пример круговой композиции, построенной на открытой площадке в проеме мощения

Cледите за нами:

Какую композицию можно считать круговой?

Композицией кругового обзора принято считать группу растений, высаженных на открытом пространстве и попадающих в поле зрения из нескольких видовых точек. Круговая – не значит круглая. Композиция может быть разной формы, но ее почти всегда можно обойти по периметру (в отличие от группы одностороннего обзора, которая, как правило, примыкает к забору или стене).

В частных садах такие цветники чаще всего разбивают на газоне, в проемах мощения, рядом с водоемом, в местах изгиба дорожек. В последнее время растет популярность контейнерных посадок, которые широко используют для украшения террас, патио. Группу таких растений, выставленных, к примеру, в зоне отдыха, тоже можно считать круговой.

Главное отличие между композициями одностороннего и кругового обзора заключается в том, что фон последней меняется в зависимости от точки, из которой вы на нее смотрите. В одном направлении это может быть кулиса из растений, в другом – забор, в третьем – дом. Такие моменты надо учитывать, иначе картинка будет выпадать из общей стилистики сада.

Чтобы рокарий на газоне смотрелся гармонично, разбейте его не по центру лужайки, а соедините с мощением, сделав естественный переход, например с помощью гравийной отсыпки

Выбор стилистики и внутренней структуры

В большинстве случаев для построения композиций кругового обзора используют два стиля – регулярный и пейзажный.

Рассмотрим особенности регулярной планировки.

  • Клумба чаще всего имеет круглую или овальную форму и концентрическую структуру – по центру находится доминанта (которой, к слову, может быть не только растение, но и фонтан, скульптура), на равном удалении от нее симметрично расположены другие элементы.
  • Приветствуются растения со строгой геометрией – с круглой, пирамидальной, колонновидной кроной, мраморная декоративная отсыпка.
  • Требует классического обрамления – идеально ровного газона, стриженых бордюров, домов с колоннами и балясинами.

Круглая клумба с вазоном по центру выполнена в регулярном стиле и имеет соответствующее окружение

У пейзажной композиции своя специфика.

  • Она имеет неправильную форму и размытые контуры, образующие «карманы». В них высаживают растения, существенно отличающиеся друг от друга и придающие композиции асимметричный вид.
  • Для нее подходят растения с живописной кроной и естественным природным обликом. Никаких стриженых шаров и топиарных форм!
  • Композицию не рекомендуют располагать в геометрическом центре открытого пространства.
  • Гармоничное окружение для группы пейзажного стиля составляют кулисы из деревьев, живописные кустарниковые группы, миксбордеры, каменные и деревянные конструкции.

Главный элемент группы, как правило, не отцентрирован, а может находиться в любой точке. Например, справа, как на представленной композиции

Месторасположение

Выбирая место для группы кругового обзора, в первую очередь оцените то, что вы вряд ли сможете изменить – фон. Причем из каждой видовой точки. Если он красивый – замечательно. А если, наоборот, неприглядный, не стремитесь скрыть его будущей композицией. Этим вы наоборот привлечете к нему внимание.

Какой выход? Во-первых, можно сдвинуть композицию. Во-вторых, использовать для маскировки неприглядного вида такие инструменты, как живые изгороди, решетки с плетущимися растениями, группы высокорослых кустарников, образующие зеленую кулису.

Группа деревьев на заднем плане частично перекрывает соседский дом и служит гармоничным фоном для клумбы в проеме мощения

Определение размеров

Допустим, вы определились, что композиция будет на газоне. Как рассчитать ее размеры и точное местоположение, чтобы из каждой видовой точки она полностью попадала в поле зрения?

Начнем с ширины. Из каждой точки обзора проведите в направлении будущей посадки лучи, составляющие угол 28–30°. Область пересечения подскажет вам, в какой части газона лучше всего расположить группу растений и какой ширины ее сделать, чтобы она воспринималась целостно по горизонтали.

Но это еще не все. Чтобы композиция попадала в поле зрения по вертикали, нужно произвести расчет ее высоты. Мы полностью видим предмет, если смотрим на него с расстояния, равного 2–2,5 его высотам.

Измерьте расстояние от каждой видовой точки до области обзора. Выберите самый большой показатель и разделите на 2–2,5. Это и будет предполагаемая высота самого высокого растения. Оно будет играть роль композиционного центра, которому подчинены остальные элементы.

Если из другой видовой точки расстояние намного меньше, не пугайтесь. Просто из этого ракурса нужно будет построить новую композицию, в которой самое высокое растение группы будет не акцентом, а фоном. А роль доминанты сыграет другой элемент.

Для расчета размеров можно использовать не самодельный чертеж, а большую (формата А4) черно-белую фотографию нужного участка сада, осветлив ее с помощью графического редактора. Так вам будет визуально легче представить будущую композицию.

Эта хвойная группа полностью просматривается и с крыльца дома, и со стороны газона

Секреты построения красивой композиции

Чтобы посаженные растения смотрелись как единое целое и их не пришлось несколько раз пересаживать, необходимо учесть и ряд других параметров.

Контраст и нюанс

Существуют два принципа построения ландшафтных групп – на контрасте (противопоставлении) и нюансе (подобии).

Если хотят получить эмоциональную картинку, ее создают на контрастах. Это может быть форма кроны деревьев (шар + пирамида), высота (высокий + низкий), цвета (светлый + темный), фактура листьев (крупный + мелкий).

Для мягкой, сдержанной композиции выбирают растения, которые отличаются не так резко. Игру нюансов дают различные оттенки одного цвета или, например, плавные перепады высоты растений с одинаковой формой кроны.

При построении композиции используют оба принципа, но главенствующий – один.

Принцип нюанса реализован с помощью использования растений с плакучей и округлой кроной, мягких переходов от золотисто-салатного цвета к насыщенному зеленому. Роль контраста играет отсыпка из коры и яркие вкрапления цветов

Ярусность и пропорциональность элементов

Чтобы одинаково хорошо просматривались все растения группы, их сажают ярусами. Доминирует самый высокий элемент. Ему подчинены растения чуть ниже, составляющие второй ярус, а им, соответственно – элементы третьего уровня и т. д.

Не менее важна и пропорциональность композиции. Разница высот главного и подчиненного элемента должна быть такой, чтобы доминанта выделялась, но не подавляла. Гармоничной считается такая группа растений, в которой элементы выстроены в соответствии с правилом неравностороннего треугольника – посередине самая высокая точка, слева – вторая по высоте, справа – самая низкая.

В композиции отчетливо просматривается иерархия (главный – подчиненный) и соблюдена пропорциональность элементов

Выбор растений

В композициях кругового обзора не может быть такой пестроты и разнообразия, как в миксбордере. Чаще всего их основу составляет группа хвойных и/или красивых лиственных деревьев и кустарников, а пространство между ними занимают многолетники.

Какие растения используют?

  • Разнообразные хвойные породы, палитра которых охватывает массу оттенков от золотисто-желтого до голубого и темно-зеленого.
  • Декоративные деревья и кустарники – японский клен, барбарис Тунберга, дерен, спирею, бересклет форчуна, садовую азалию, гортензию.
  • Многолетники – хосты, верески, шалфей, очиток видный, пионы, гейхеру, лаванду.
  • Декоративные злаки – пеннисетум лисохвостый, перистощетинник.

Идеально смотрятся группы растений с круглогодичной декоративностью. Всегда красивы хвойные породы, роль сезонных акцентов хорошо выполняют цветущие кустарники и многолетники. Чтобы композиция не потеряла привлекательность в зимний период, в ней можно использовать декоративный камень необычной формы.

Пример построения композиции с хвойными растениями

Но как бы точно вы все ни просчитали, помните, что садовый дизайн – это не математика. Здесь главное – понять принципы построения ландшафтных композиций. А далее включайте фантазию, экспериментируйте, руководствуйтесь внутренними ощущениями и собственными представлениями о красоте и гармонии. Результат должен нравиться в первую очередь вам.

Чувствуете, что не справитесь? Закажите проект озеленения в студии ландшафтного дизайна «Сад Дизайн».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector